МБДОУ детский сад №37 "Колобок"

Родительское собрание на тему «Готовность к школьному обучению».

Уважаемые родители!

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, готов ли мой ребенок к школе? Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Но готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это поможет в обучении и значительно облегчит адаптационный период.

Что  включает в себя подготовка к школе? Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. Нужно различать физиологическую, психологическую и познавательную готовность.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя четыре компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая и мотивационная готовность.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

· ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

· толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

· нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

· ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

· к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний

· он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

· должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Мотивационная готовность:

· Познавательный интерес, желание узнавать что -то новое.

· Сформированность  положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе

Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить ребенку экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение:  рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность  и упорство: занятия в кружках и секциях.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

· Способность управлять своими эмоциями и поведением, понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

· стремление преодолевать трудности - способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

· усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Формированию этих качеств поможет игра!!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать  и  поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

 Познавательная готовность ребенка к школе

Внимание. Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

· Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

· Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

· Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

Математика.  Цифры от 1 до 10.

1.  Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.

2.  Арифметические знаки  « », « », « = ».

3.  Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

4.  Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.

Память. Запоминать 10-12 картинок.

· Рассказывать по памяти стишки, скороговорки, пословицы, сказки и т.п.

· Пересказывать текста из 4-5 предложений.

Мышление. Заканчивать предложение с антонимами.

· Находить лишнее слово из группы слов.

·  Определять последовательность событий, что было  сначала, а что – потом.

· Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

· Складывать пазлы без помощи взрослого.

· Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

 Мелкая моторика.

· Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. 

· Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

· Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

· Выполнять аппликации.

 Речь.

· Составлять предложения из нескольких слов.

· Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.

· Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.

· Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.

· Различать в словах звуки.

Окружающий мир.

· Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

· Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

«Советы родителям будущих первоклассников».


1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
6. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

18 апреля 2024 в 12:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.